Экологический урок
Дорогие библиотекари, педагоги, воспитатели!
Важно
Обязательно зарегистрируйтесь в «Кабинете педагога»! Здесь вы сможете первыми узнавать о мероприятиях, вносить предложения по работе проекта и рассказывать о ваших достижениях. А мы будем знать, где есть наши единомышленники.
Кабинет педагога
Для зарегистрированных пользователей
или

Экологический урок. Экоквест "Хранимиры"

Экоквест "Хранимиры"
, хранимиры
Название:
Экоквест "Хранимиры"
Формат мероприятия:
Квест на природе
Возрастная аудитория:
Младший и средний школьный возраст
Авторы:
Дарья Фирсова и Юлия Иванова, педагоги дополнительного образования МАУ ДО СДЮТЭ, г. Чайковский Пермского края

Обратите внимание: есть ВИДЕО


Какой мир ждет наших детей, если оставить без внимания вопросы экологии? Команда юных исследователей встречает ХРАНИМИРОВ. Это таинственный народ, который чтил природу и оберегал нашу планету, помогал зарождающемуся человечеству. А когда технический прогресс увёл людей в шумные и закопчённые города, хранимиры ушли в ещё чистые горы, степи и леса. Мы никогда бы не узнали о них, но над нашей планетой нависла экологическая катастрофа! Теперь только союз хранимиров и людей спасёт Землю! Наша судьба в руках пяти отважных послов. Хранимиры идут к нам, чтобы вместе остановить беду.


Квест «Хранимиры» предполагает прохождение маршрута, на котором участникам будет необходимо выполнить определенные задания. Задания квеста разнообразны, они сочетают в себе познавательные экологические опыты и викторины, подвижные игры и задания по туризму и ориентированию. Такой комплекс заставит участников задуматься о своем отношении к природе, пополнит их знания и сплотит команду.

 

Цель: Привитие экологического мышления, повышение уровня сознательности и ответственности по отношению к окружающему миру.


Задачи:

·               Ознакомить с проблемами загрязнения планеты Земля;

·               Привить экологическое мышление, сформировать основы экологической культуры;

·               Дать представление о лекарственных свойствах растений;

·               Привлечь детей к активному образу жизни.


Практическая польза квеста:

·               Уборка бытового мусора.

 

План квеста:

Продолжительность: 150 минут:

– введение – 15 мин. (ведущий оглашает легенду, знакомит с правилами и раздаёт конверты с ребусами, в которых зашифрован маршрут для команд);

– прохождение маршрута (выполнение заданий) – 120 мин.;

– подведение итогов игры (награждение участников) – 15 мин.

Количество участников: 40 человек (5 команд по 8 человек)

Участники: учащиеся 3-7 классов.

Реквизит: мешки для мусора, резиновые перчатки, 5 карточек с зашифрованным маршрутом, колбы для опытов с водой, пипетка, фильтр, 2 веревки (30 м), 2 карабина, гербарий лекарственных трав.

Для проведения квеста необходимо: 1 ведущий в лице педагога и 5 хранимиров, роли которых могут исполнять как педагоги, так и ученики старших классов.


Зоны:

·               Зона «Старт»

·               Зона «Лесная»

·               Зона «Горная»

·               Зона «Воздушная»

·               Зона «Водная»

·               Зона «Вездесущая»

·               Зона «Клад»

 

Команды, прошедшие маршрут, награждаются сертификатами и памятными подарками.

 

Сценарий эко-квеста «Хранимиры»

Введение:

На стартовой зоне участников встречает ведущий, который рассказывает ребятам легенду о хранимирах, а также выдаёт конверты с зашифрованным местом, в которое командам нужно отправиться.

Легенда (взято из книг Елены Журек «Хранимиры»):
«Их не увидеть. Не услышать. Не почувствовать. Если только… они сами не откроются тебе.

Хранимиры – магический народ. Они появились на Земле задолго до человека. Они чтили природу и хранили планету. Давным-давно они дружили с людьми. Помогали, лечили, делились знаниями и мудростью. Но люди развивались, и в итоге технический прогресс унёс их в шумные и загрязнённые города. Хранимиры же ушли в заповедные леса, просторные степи, голубые льды. Остались верны себе и природе.
Дороги хранимиров и человека разошлись. И нам бы никогда не узнать об их существовании. Но пришла беда! Наша планета, сама Мать-Земля гибнет! Ей больше невыносимо то, что человечество творит с природой и ресурсами. Она засорена, она задыхается. Сама жизнь на Земле в опасности!
Исполняя древнее пророчество, пять хранимиров идут к людям с миссией. И теперь только союз людей и хранимиров может уберечь всё живое и спасти нашу планету!»

После прослушивания легенды и получения конверта с ребусом (см. Приложение 1), команды отправляются в путешествие по пяти площадкам, на каждой из которых их встречает хранимир:

Хруль (из рода Лесных хранимиров),

Дубыня (из рода Горных хранимиров),

Велияр (из рода Воздушных хранимиров),

Леда (из рода Водных хранимиров),

Малаша (из рода Вездесущих).


Зона Лесная

Команду игроков встречает Хруль, рассказывает о произошедшей проблеме, и команда вместе с хранимиром отправляется в лес для уборки мусора.

Хруль: «Здравствуйте, ребята, меня зовут Хруль и я из Лесного рода. Мы облюбовали дикие леса вдали от людей. Но две недели назад люди добрались и до нашего леса. Они жгли костры и уходили, даже не потушив их, раскидывали мусор, пугали зверей, разоряли муравейники и гнезда птиц. Я пришла к Вам, чтобы вы своим примером помогли людям понять, как нужно вести себя в лесах. Вы согласны помочь мне?»

Команда получает мешки для сбора мусора.

Хруль: «Помните, время разложения бумаги – 2 года, консервной банки – не менее 70 лет, а оставленный полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков! А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь!»

На сбор мусора дается 10 минут. После уборки территории дети получают следующий конверт с зашифрованным контрольным пунктом.


Зона «Водная»

Леда проводит опыты с водой, наглядно демонстрируя необходимость охранять воду.

Леда: «Здравствуйте, ребята, я Леда, хранимир рода Водных. Двести лет назад наши предки нашли пристанище вдали от людей. Но неделю назад случилось страшное! Нашу реку загрязнили люди! Посмотрите, какая мутная стала вода в реке! (Леда показывает бутылку с грязной водой). Из-за этого может погибнуть лес, исчезнуть редкие виды животных, рыб и растений! Нужно срочно очистить воду! Ребята, подходите ко мне и вместе мы справимся с этой проблемой».

Леда разливает грязную воду из бутылки детям в стаканчики. Дети, подходят и выливают воду в контейнер через фильтр. Вода фильтруется. В емкость с прозрачной водой Леда пипеткой наливает черную тушь, постепенно вся вода окрашивается в черный грязный цвет.

Вывод: последствия загрязнения воды в одном месте, обязательно скажутся на состоянии воды во всем Мировом океане.

После прохождения этапа дети получают следующий конверт с зашифрованным контрольным пунктом.  


Зона «Воздушная»

 

На данном этапе дети знакомятся с лекарственными свойствами растений своего края.

 

Велияр: «Здравствуйте, ребята, меня зовут Велияр и я хранимир Воздушного рода. Воздух играет огромную роль в жизни человека, животных, а также для жизни растений. Растения не могут прорастать без насыщения кислородом. В этом элементе нуждаются и корни и листья, и стебли растений. Человек давно заметил, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Еще 4 тысячи лет назад в египетском папирусе описаны рецепты для лечения 450 болезней. Давайте проверим, знаете ли вы лекарственные растения родного края?»

Ведущий показывает гербарий лекарственных растений, дети отвечают на вопрос – какое перед ними растение, ведущий поясняет полезные свойства растения.

1.             Крапива. В этом растении содержится набор микроэлементов, которые положительно влияют на многие системы нашего организма. Витамин K, имеющийся в листьях, обладает противовоспалительными свойствами и оказывает существенное влияние на свертываемость крови. Помимо этого, в крапиве есть кальций, флавоноиды, муравьиная кислота, дубильные вещества и много других химических элементов. Крапива способна быстро и эффективно выводить из организма вредные токсины, а при курсовом применении – очищать кожу. В этом растении, как и в моркови, содержится большое количество бета-каротина, благотворно влияющего на органы зрения и защищающего клетки организма в целом от свободных радикалов. В зеленых листьях жгучей крапивы много витамина E и витаминов группы B, а также железа, хлорофилла, кумаринов и флавоноидов, обладающих мощным антиоксидантным действием.

2.             Лопух. Многолетнее (или двулетнее) травянистое растение с противовоспалительным, желчегонным, мочегонным, потогонным, бактерицидным, противогрибковым, противоопухолевым, противодиабетическим действием. Эффективное средство для укрепления волос.

3.             Пустырник. Оказывает общеукрепляющий эффект и благотворно отражается на состоянии иммунной системы — на фоне приема растения организм становится более устойчивым к простудным и инфекционным заболеваниям; успокаивает нервную систему — трава очень рекомендована к употреблению при тревожных расстройствах, депрессивных состояниях и нарушениях сна; обладает мочегонным действием и способствует избавлению от отеков; оказывает противосудорожный эффект, поэтому может использоваться при эпилепсии; помогает при простуде и кашле, поскольку обладает муколитическими свойствами; снимает воспаления и позволяет улучшить состояние при инфекционных недугах; оказывает обезболивающий эффект; благотворно влияет на работу сердца и сосудов.

4.             Подорожник. Прекрасно снимает воспаление, служит антисептиком, заживляет и затягивает раны, положительно влияет на секреторную функцию желудка, снимает боль, а также оказывает отхаркивающее и кровоочистительное действие. Его используют как мощное обезболивающее, противовоспалительное и антисептическое средство. При помощи настоя из листьев подорожника можно избавиться не только от обыкновенного кашля или респираторного заболевания, но и от таких серьёзных заболеваний как туберкулез лёгких, плеврит, катар верхних дыхательных путей, бронхиальная астма и коклюш.

5.             Горькая полынь. Благодаря мощному составу растение обладает антисептическими, противовоспалительными, желчегонными свойствами. Препараты растения – отличное средство для возбуждения аппетита; рекомендуют полынь и при гастритах, развивающихся на фоне пониженной кислотности; полезна трава и при других болезнях желудка, а также при лечении печени и желчного пузыря; травяным отваром можно остановить дизентерию, избавиться от паразитов и устранить метеоризм; находит применение растение в гинекологии и при лечении сахарного диабета.

6.             Зверобой. Целебные компоненты позволяют довольно широко применять это лекарственное растение. Его используют в качестве антибактериального, антисептического, болеутоляющего, ранозаживляющего, противоревматического, мочегонного, желчегонного, вяжущего, противоглистного средства, а также как регенерирующий препарат.

7.             Одуванчик. Цветы, корень, листья одуванчика лекарственного (аптечного) издавна применяют для лечения заболеваний. Отвары, настойки, сок снижают уровень холестерина, нормализуют обменные процессы, состав крови при анемии. Салаты из свежей зелени, варенье стимулируют пищеварение, образование желчи, лечат поджелудочную железу и печень.

8.             Цикорий. Цикорий нормализует обмен веществ в организме, способен выводить из организма все токсины. Цикорий очищает почки, помогает улучшить состояние больных диабетом. Кроме того, его применяют для улучшения состава крови. Цикорий возбуждает аппетит, улучшает деятельность кишечника, а также является отличным средством от изжоги. Благодаря способности цикория повышать общий тонус организма, его применяют вместо кофейных зерен. Напиток из цикория очищает сосуды и снимает утомление и усталость.

9.             Береза. В фармакологии и фито-терапии препараты березы применяют как: мочегонное, желчегонное, отхаркивающее, потогонное и противовоспалительное средство.

10.         Сосна. Используется как желчегонное средство при заболеваниях печени и желчного пузыря, является эффективным потогонным средством при простудных заболеваниях, применяется как отхаркивающее средство. Используется наружно для лечения и профилактики некоторых кожных заболеваний.

Велияр: «Молодцы, вы отлично справились с викториной, а теперь давайте немножко отдохнем и сыграем в мою любимую игру».

 

Игра «Ястребы и ласточки»

Экологическая информация: Ястреб прекрасный охотник. И если дикие птицы инстинктивно прячутся при виде парящего силуэта, то у домашних этот рефлекс не срабатывает. Молодых цыплят и утят ястреб может утащить даже с подворья. Добычу ястреб видит издалека, грызуна может обнаружить на расстоянии километра. Птица долго парит кругами над ареалом своего обитания, высматривая добычу. Удачную охоту ей могут испортить ласточки, которые часто «гонятся» за ястребом с криками, предупреждая жертву об опасности.

Ход игры: В игре участвует неограниченное число играющих. Игроки делятся на две группы, становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду будут «ястребы», во втором «ласточки». Одного игрока выбирают ведущим. Он ходит перед игроками и говорит слова: «ласточки» или «ястребы». Группа, чье название произнесено, разбегается в разные стороны, а игроки неназванной группы догоняют их. Пойманные игроки считаются членами ловящей группы.

Правила игры: Разбегаться и ловить можно только по соответствующему сигналу. Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.

Дети получают следующий конверт с зашифрованным контрольным пунктом.

 

Зона «Горные»

На этапе участники квеста преодолевают туристский этап «Параллельные перила».

Дубыня: «Я Дубыня, из рода Горных. Много веков назад мой род облюбовал горный массив, где мы жили вдали от людей в мире и спокойствии. Но две недели назад его заполонили туристы, которые не удосужились прибрать за собой оставшийся мусор, теперь гора похожа на настоящую свалку. И это бедствие происходит по всему миру. Я расскажу вам историю об одном человеке, его зовут Кен Ногучи (Ken Noguchi). На сегодняшний день его имя известно всему миру не только как самого молодого покорителя вершин семи континентов (этот статус он получил в возрасте двадцати пяти лет), но и как активного добровольного экологического работника. Однажды он поднялся на Эверест, где его взору предстала не белоснежная чистота, а горы мусора. Сразу после восхождения Ногучи собрал группу добровольцев-альпинистов и работа закипела. В 2001 году Кеном и его командой с Эвереста было спущено 1,6 тонны мусора, в том числе восемьдесят четыре пустых кислородных баллона. С тех пор команда регулярно поднимается в горы и возвращается оттуда с мусором. С одного Эвереста в итоге собрано более девяти тонн мусора. Я надеюсь, что если вы когда-нибудь пойдете в горы, то никогда не оставите после себя там мусор. А сейчас давайте попробуем себя в качестве альпинистов».

       Параллельные перила.

Для подготовки этого этапа натягиваются две веревки (горизонтально) параллельно друг другу на расстоянии 130-150 см между двух опор, в нашем случае опорами служили два дерева. Участники проходят этап по одному.

После прохождения этапа дети получают следующий конверт с зашифрованным контрольным пунктом.

 

Зона Вездесущая

На данном этапе участники играют в игру «Экомячик».

Малаша: «Здравствуйте, ребята, меня зовут Малаша и я хранимир рода Вездесущих. Давайте проверим насколько хорошо вы знаете экологию и сыграем в игру «Экомячик».

Участники команды передают друг другу мяч со словами:

«Ты катись наш экомячик, Долго-долго по рукам, У кого остался мячик, Тот сейчас расскажет нам…». Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.

Варианты вопросов:

1. Какое дерево наших лесов самое крепкое и долговечное? (Дуб)

2. Древесина какого дерева используется при изготовлении ящиков, спичек? (Осины)

3. Каких зверей зовут шатунами? (Медведей)

4. Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики)

5. Какое животное в наших является самым большим? (Лось, медведь)

6. Назовите самый распространенный лекарственный кустарник наших лесов. (Малина)

7. Какие звери живут зимой под снегом? (Мыши-полевки)

8. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, так как она его отбросит)

9. Какой обитатель наших лесов носит название месяца? (Майский жук)

10. Назовите самого крупного хищника наших лесов. (Медведь)

 

Верите ли Вы, что...

1) ...человек в день расходует до 300 л воды в день. (Да, в древности человек потреблял 12-18 л воды, в XIX в. – 40-60 л, в настоящее время в связи с возрастающими потребностями количество употребляемой воды увеличилось до 300 л, а в крупных городах – до 500 л).

2) ...дуб способен за 1 ч выработать 1,5 кг кислорода (Да, а за день дуб вырабатывает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 64 человек).

3) ...из всех живых организмов опаснее всего для природы животные. (Нет, человек – самый опасный враг природы: своей хозяйственной деятельностью он разрушает целостность природы, почву, загрязняет воду, воздух).

4) ...1 га хвойного леса в день выделяет столько полезных веществ, сколько необходимо для уничтожения вредных микроорганизмов, обитающих в воздухе городских улиц. (Да, 1 га хвойного леса в день выделяет до 30 кг полезных веществ: фитонцидов, губительно влияющих на микроорганизмы, являющихся возбудителями многих болезней).

5) ...меньше всех потребляет кислорода легковой автомобиль. (Нет, наоборот, больше всех: за 1 тыс. км пробега он потребляет столько кислорода, сколько хватило бы человеку на целый год).

6) ...микроорганизмы могут приносить не только вред, но и пользу. (Да, это санитары планеты, так как они очищают поверхность Земли от накопившихся останков).

После прохождения этапа дети получают карту, где обозначено место нахождения клада.

 

Зона «Клад»

Участники с помощью карты находят клад со сладостями. Затем все отправляются на чаепитие, где происходит подведение итогов и награждение участников.

Ребусы, в которых будет зашифровано место проведения каждой зоны, надо составить самим. Примеры, как это было сделано в городе Чайковский, где впервые проводился квест, - в приложении 1 (есть в pdf). Ответы на ребусы: 1. Школа искусств, 2. Профилакторий Чайка 3. Станция туризма и экологии 4. набережная за домо быта Элегант 5. Санаторий Изумруд 6. Горизонт

Поделиться:
вернуться
Важно
Обязательно зарегистрируйтесь в «Кабинете педагога»! Здесь вы сможете первыми узнавать о мероприятиях, вносить предложения по работе проекта и рассказывать о ваших достижениях. А мы будем знать, где есть наши единомышленники.
Кабинет педагога
Для зарегистрированных пользователей
или

Регистрация в «Кабинете педагога»
Пожалуйста, внимательно внесите ваши личные данные, все поля обязательны к заполнению!

Гарантируем безопасность Ваших данных
Запрос пароля
Если вы забыли пароль, введите логин или E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.
или