Экологический урок
Дорогие библиотекари, педагоги, воспитатели!
Важно
Обязательно зарегистрируйтесь в «Кабинете педагога»! Здесь вы сможете первыми узнавать о мероприятиях, вносить предложения по работе проекта и рассказывать о ваших достижениях. А мы будем знать, где есть наши единомышленники.
Кабинет педагога
Для зарегистрированных пользователей
или

Экологический урок. «Хранимиры. Правило трёх»

«Хранимиры. Правило трёх»
, хранимиры
Название:
«Хранимиры. Правило трёх»
Формат мероприятия:
Спектакль
Возрастная аудитория:
Исполнители – старший школьный возраст, зрители – младший и средний школьный возраст
Авторы:
Сергей Лукиянов

Действующие лица:
1. Дубыня – крупный и добрый.
2. Леда – стройная и вредная.
3. Велияр – подтянутый и весельчак.
4. Малаша – маленькая и заботливая.
5. Хруль – маленький и впечатлительный.
6. Милада – самая маленькая с грустными глазами.
7. Макошь – высокая и мудрая.
7. Берегиня – 50 лет.
8. Ярослав – 55 лет.
9. Антон – 8 лет.
10. Аня – 8 лет.
11. Борис – 8 лет.
12. Чиновник – тучный актёр.
Массовка для визуализации воздействия человека:
13. Актёр – Нефтяное пятно
14. Актёр – Мусор.
15. Актёр – загрязнение воздуха.
16. Актёр – загрязнения заводов.
17. Актёр в костюме рабочего стройки.

Костюмы:
Чёрный – нефтяное пятно.
Состоящий из мусорных пакетов, пустых бутылок и банок – Мусор.
С изображением автомобиля на футболке – загазованный воздух, с изображением заводских труб сливающих отходы в реки.
Деловой костюм с торчащими из карманов деньгами – Чиновник.

Реквизит:
5 камней разных размеров составленных друг на друга – Место Силы.
Трость.
Макет бревна дерева.
Сухарики. Чипсы.
Серебряная коробка (20смх20см).
Прозрачный полиэтилен (укрывной материал) 1м х 1м с ручками на каждом углу – это Парящая Льдина – ручки для удобства её разворачивания/ сворачивания.

Видеоряд для декораций:
1 – изображение Места Силы (5 разных камней стоящих друг на друге),
2 – снимки полёта над тайгой,
3 – леса Сибири с проплешинами от вырубки лесов,
4 – Ж/д станция со сложенными брёвнами в вагонах,
5 – Море с изображением острова,
6 – Тропический остров,
7 – Байкал,
8 – Загрязнённая река.

Звуковое сопровождение:
1 трэк – звук ветра в пещере (3-4 мин)
2 трэк – раскат грома (5-10 сек)
3 трэк – ритмичная музыка (1 мин)
4 трэк – звук лесопилки (2-3 мин)
5 трэк – тревожная музыка (30-50 сек)
6 трэк – грохот землетрясения (10-15 сек)
7 трэк – музыка сражения (30-40 сек)

СЦЕНА 1.
На сцене темно. Играет трэк 1. На экране всплывает изображение Места Силы (Видеоряд 1). На сцену выходит МИЛАДА.


МИЛАДА
Эй?! Здесь есть кто-нибудь?

На сцене вспыхивают разноцветные огни. Играет трэк 2. На сцену выходит Макошь.

МИЛАДА
(Испуганно)
Кто вы?!

МАКОШЬ
Я Макошь, и я призвала тебя в Место Силы.

МИЛАДА
Но зачем? Почему я?

МАКОШЬ
В душе хранимиров поселилось сомнение. Они боятся, что не успеют образумить людей за отведённый им срок.
Я вижу, как хранимиры стараются спасти этот мир, и поэтому хочу вам помочь. Люди забыли о самом главном: о правиле трёх!

МИЛАДА
Ох! А что это за правило?

МАКОШЬ
Это правило связанно с физиологией людей. Человек имеет достаточно хрупкое тело. Люди могут прожить без воздуха всего три минуты. Без воды три дня, а без еды три недели.

МИЛАДА
Как же люди могли забыть о таком правиле?

МАКОШЬ
Для меня это тоже загадка. Все думают только о наживе. О деньгах. Про правило трёх, видимо, вспомнят только тогда, когда поймут, что деньги нельзя есть, пить или дышать ими.

МИЛАДА
Прошу, направь меня. Подскажи, что хранимиры делают не так?

МАКОШЬ
Послы начали общаться с людьми – это хорошо. Но они не видят проблемы в целом. Чтобы вам решить, как действовать дальше, надо увидеть насколько близко человечество привело себя к вымиранию.

МИЛАДА
Увидеть в целом. Понятно. Правило трёх. Запомнила.

Макошь отходит к краю сцены, чтобы взять коробку.

МАКОШЬ
Всё верно. У тебя прекрасная команда. Прими от меня этот дар – он поможет вам в путешествии. И помни, что твой брат, тоже особенный хранимир. А теперь возвращайся обратно на землю.

МИЛАДА
Дар? Брат? На землю?
(Кричит)
Велияр?!

На сцене загорается свет. Выбегает Велияр.

ВЕЛИЯР
Я здесь! Великие силы! Что случилось?

На сцену вслед за Велияром выходят: ЯРОСЛАВ, БЕРЕГИНЯ, ЛЕДА, МАЛАША, ХРУЛЬ и ДУБЫНЯ.

ЛЕДА
Ну, наконец-то ты вернулась к нам!

Участники становятся по обе стороны от Милады лицом к зрителям и слушают Миладу.

МИЛАДА
Мне было видение.

ВСЕ ХРАНИМИРЫ
Мы знаем. Мы тоже его видели!

ВЕЛИЯР
И что теперь? Что за подарок сделала тебе Макошь?

МИЛАДА
Не знаю. Но я чувствую, что благодаря нему нас ждёт большое путешествие.

ЛЕДА
Путешествие – это хорошо, но что нам делать с Тохой, Бобо и Нютой? Они же приехали к нам из города на выходные.

МАЛАША
Так давай возьмём их с собой. Так будет правильно.

ХРУЛЬ
Тогда я их позову!

Хруль бросается за сцену и приводит трёх ребят.

АНТОН
Что происходит?

ДУБЫНЯ
Мы отправляемся в путешествие!

АНЯ
Здорово! А куда?

МИЛАДА
Я не совсем уверена, куда, но чувствую, что знания внутри меня.

МАЛАША
Не пытайся думать. Прислушайся к внутреннему голосу.

Милада задумывается, затем быстро расставляет всех в линию.

МИЛАДА
Возьмитесь за руки. Закройте глаза и будьте готовы к необычным ощущениям.

Начинает играть трэк 3. Милада ставит коробку в центре и идёт по кругу, увлекая за собой всю цепочку. Участники закручиваются в полукруг. Вереница из участников сжимается в круг. Милада и стоящий в хвосте спирали тянутся руками друг к другу и соприкасаются. Все участники разом склоняются над коробкой, четверо из них берутся за края полиэтилена, раскрывают его и кладут перед участниками в центре сцены. Включается видеоряд лесов Сибири.

Играет трэк 2. Все участники падают на пол. Первой поднимается Малаша.

МАЛАША
Мы на месте. Можно открыть глаза.

Все смотрят в сторону видеоряда полёта над тайгой (Видеоряд 2).

АНЯ
Мамочки! Ой, держите меня!

Хватается за Хруля.

ХРУЛЬ
Успокойся. Всё хорошо. Я уверен мы в безопасности.

ЛЕДА
(Смотрит под ноги на полиэтилен)
С ума сойти! Я слышала от своей бабушки об этом заклинании. Мы же сейчас на Парящей льдине!

ДЕТИ
(Испуганно)
На льдине?!

ЛЕДА
Слушайте, не паникуйте. Льдина не растает. И краёв у неё нет. Куда пойдёшь – везде она под ногами будет. Так, вроде бабушка рассказывала. А ещё ей управлять можно.

АНТОН
Ну, раз ты всё знаешь. Давай, прокати нас.

АНЯ
Может, не надо?

ВЕЛИЯР
Думаю, всё-таки надо. Мы здесь не просто так оказались и уж точно не затем, чтобы просто висеть на одном месте.

ЯРОСЛАВ
Милада, Малаша. Вы знаете, зачем мы здесь?

АНТОН
И «здесь» это где?

ХРУЛЬ
Как это где? Очевидно же: мы над Сибирскими лесами!

БОРИС
Это хорошо, что очевидно. Но зачем?

ХРУЛЬ
А вы знаете, что леса Сибири – это самый большой лесной массив на планете?

БОРИС
Знаем. Нам ещё в школе говорили, что Сибирь – лёгкие планеты.

МИЛАДА
Точно! «Правило трёх»! Человек без воздуха может прожить три минуты.

АНТОН
А я и не знал! Хорошо, что такой важный для жизни орган находится именно в нашей стране!

ЯРОСЛАВ
Боюсь, что это не очень хорошо.

Указывает на проплешины в пейзаже Сибири (Видеоряд 3).

БОРИС
Это что, санитарная вырубка больных деревьев?

ЯРОСЛАВ
Нет. Она не бывает таких масштабов и на месте вырубки высаживаются молодые деревья. Тут же пусто.

ДУБЫНЯ
Ужас! Птицы, животные... Они же теперь без дома!

ЯРОСЛАВ
Я вам больше скажу: такое большое уничтожение леса приведёт к изменению климата.

АНТОН
О чём же думают власти?

ЯРОСЛАВ
О деньгах.

АНТОН
Они же взрослые. Они должны понимать, что из денег нельзя сделать воздух!

МИЛАДА
Они никогда этого не поймут, пока не наступят их последние три минуты.

Изображение сменяется ЖД станцией с брёвнами (Видеоряд 4). Играет трэк 4. Участники сворачивают льдину в коробку.

ХРУЛЬ
Вот они! Все срубленные деревья! Их же миллионы!

БЕРЕГИНЯ
Зачем им столько? Куда их повезут?

ЯРОСЛАВ
В Китай.

БЕРЕГИНЯ
То есть, богатство нашей родины уходит в другую страну?

ЯРОСЛАВ
Да.

БОРИС
Вот интересно. Если бы тем, кто за этим стоит, сказали – а давайте мы у вас заберём одно лёгкое. Денег кучу заплатим. Согласились бы?

МАЛАША
Тут всё сложнее, Борис. Они продают лёгкие своих детей. Ведь на их век, скорее всего, хватит, а на жизнь детей уже нет.

АНЯ
Но ведь это чудовищно. Это преступление! Я хочу жить! Хочу вырасти. Хочу, чтобы и у меня когда-нибудь родились дети. А потом и внуки. И чтобы все они дышали!

На сцену выходит РАБОЧИЙ с макетом бревна. За ним идёт ЧИНОВНИК.

ЧИНОВНИК
Давай-давай! Пошевеливайся! Уже вечером лес должен быть в Чуаньчжоу!

АНТОН
Так вот он кровопийца!

Антон, Борис и Аня бросаются к Чиновнику!

Чиновник направляет трость на детей и те останавливаются.

АНЯ
Что же вы творите! Вы же уничтожаете лёгкие планеты!

ЧИНОВНИК
Какие лёгкие? Это пиломатериалы!

БОРИС
Но вы же рубите деревья! Как вы не поймёте, что этим вы лишаете нас кислорода!

ЧИНОВНИК
Чушь! Охрана!

Из-за спины чиновника выползают актёры в костюмах загрязнения и бросаются на детей. Те сначала отбегают к хранимирам. Хранимиры расправляют полиэтилен, и все участники скрываются за сценой. Чиновник довольно хохочет и уходит со своей свитой за сцену.

СЦЕНА 2.
На экране изображение моря и острова (Видеоряд 5). Участники медленно выходят на середину сцены, раскладывая перед собой льдину.


БОРИС
Уф. Милада, как хорошо, что ты успела унести нас оттуда. Что это было?

МИЛАДА
Приспешники преступных чиновников. Они всегда появляются там, где такие грязные люди пытаются нажиться деньгами за счёт уничтожения природы!

АНТОН
И что же? Мы ничего с ними не можем сделать?

ЛЕДА
Сможем! И я думаю в конце путешествия мы поймём как!

БОРИС
Здорово! А мы это... Приземлиться можем?

МИЛАДА
Думаю, да. А зачем?

БОРИС
Ну... Это... В туалет охота.

МИЛАДА
Хорошо. Где ты хочешь приземлиться?

АНТОН
А что, можно выбрать? Вот бы на тот остров!

МИЛАДА
Сейчас.

БОРИС
Ух ты!

АНТОН
Круто! Море! Настоящее море!

Антон бежит в сторону острова. В этот же момент на сцену выпрыгивает актёр в костюме мусора, бросается на него и старается утащить Антона за сцену.

АНТОН
Что это? Это не остров! Милада, вверх! Скорее вверх!

Все хватаются за попавшего в плен Антона и тащат его на себя.

БОРИС
Это... Это не земля!

ЛЕДА
Да это же остров из мусора!

ХРУЛЬ
Милада, Малаша! Скорее поднимайте льдину вверх!

Актёр, изображающий мусор отпускает Антона и откатывается за сцену.

ВЕЛИЯР
Да как же так возможно? Целый остров из мусора посреди моря! И откуда его столько?

БОРИС
Пластик разлагается более ста лет. И разлагаясь, отравляет окружающую среду.

БЕРЕГИНЯ
Давайте немного отдохнём. Кто хочет есть?

ДЕТИ
(Хором)
Я!

Участники рассаживаются в центре сцены. Ярослав и Берегиня выносят из-за сцены еду и раздают участникам. Дети начинают есть, хранимиры морщатся на чипсы и не притрагиваются к ним.

БОРИС
Я вот думаю. Может люди не совсем от природы оторвались? Ведь почти все горожане, как очумелые простаивают в пробках лишь бы оказаться на дачах. Они хотят побыть на природе. Покопаться в земле. Подышать чистым воздухом. Сгрызть экологически чистый огурец с собственной грядки.

ХРУЛЬ
А с чего ты взял, что овощи экологически чистые?

БОРИС
Ну, их же сами люди выращивают.

ЛЕДА
А водой какой грядки поливают?

БОРИС
Дождевой. Мои родители её в бочки собирают.

ВЕЛИЯР
А ты не думал, что выхлопы от машин и выбросы от заводов поднимаются в воздух? Там соединяются с водой и выпадают обратно в виде осадков.

ДУБЫНЯ
Этим, пусть не очень концентрированным, но всё равно ядом, вы поливаете свои грядки. Вода впитывается в плоды: огурцы, помидоры, морковь, яблоки.

АНТОН
А у нас нет дачи. Мы всё в магазинах покупаем.

БЕРЕГИНЯ
С магазинными продуктами ещё хуже. В землю вносят много химических удобрений, и сами растения обрабатываются химией. Чтобы не болели и урожай был хорошим. Тоже самое касается и молока, которое вы пьёте. Подумайте, какую воду пьют коровы, каким воздухом дышат и какую траву едят?

АНТОН
Ээ... Воздух загрязнённый, вода загрязнённая, трава тоже – значит и молоко не молоко?

АНЯ
Жуть какая. Вырасту, уеду как можно дальше от города. От машин, фабрик и заводов.

ХРУЛЬ
Нюточка, ты не поняла, уезжать некуда, на Земле всё взаимосвязано. Воздух и вода передвигаются по всей планете, подчиняясь ветру и подземным течениям. Некуда бежать.

МИЛАДА
Именно это и хотела нам показать сегодня Макошь, что нельзя намусорить, отравить и засорить в одном месте, а жить в чистоте и здоровье в другом. Планета – единый живой организм.

БОРИС
Точно! Как тело человека.

МИЛАДА
А вот и остров, похоже, настоящий. Приземляемся.

Участники складывают полиэтилен в коробку. (Видеоряд 6).

АНТОН
Ух. Здорово! Можно я отмоюсь от мусора?

Антон идёт к краю сцены, снимая футболку, и смотрит на друзей. Он не видит, как из-за сцены выползает актёр, изображающий нефтяное пятно.

ЯРОСЛАВ
Антон, стой!

Антон делает ещё один шаг и актёр в костюме пятна обхватывает его за ноги. Антон останавливается и удивлённо смотрит на него.

БЕРЕГИНЯ
Назад! Антон! Немедленно назад!

АНТОН
Что случилось? Что это?!

ЯРОСЛАВ
Похоже, где-то случился разлив нефти!

Участники окружают Антона. Актёр в костюме нефти медленно ползёт руками к шее Антона, обхватывает её и начинает душить. Антон опускается на колени и начинает задыхаться. Участники хотят помочь отодрать от Антона Нефтяное пятно, но Ярослав их не пускает.

ЯРОСЛАВ
Малаша, Леда. Не знаю какую магию вы используете, но нужно срочно смыть нефть с Антона. Она очень токсична. Ей даже дышать опасно. Не то, что соприкасаться. Пожалуйста, быстрей! Пока он не получил критическое отравление.

Хранимиры берутся за руки и образуют круг с Антоном в центре. Пятно шипит, извивается и хрипит на хранимиров. Но, в конце концов, отцепляется от Антона и уползает за сцену.

МАЛАША
(Даёт сухарики Антону)
Это очистит твоё тело от тех ядов, что уже успели впитаться.

АНТОН
Пить хочу.

БЕРЕГИНЯ
Извини, но ту, что я захватила с собой, мы уже выпили. Нам надо пополнить запасы воды.

ЛЕДА
Дождевых туч рядом нет. А вокруг только солёная вода. Я бы могла её опреснить, но яд от нефти убрать не смогу.

БОРИС
А давайте полетим к самому уникальному озеру в мире!

АНТОН
Это куда же? За границу что ли? У нас паспортов с собой нет.

БОРИС
Плохо ты слушал уроки в школе. Самое уникальное и глубокое озеро в мире, находится в нашей стране. Его ещё называют крупнейшим хранилищем пресной воды планеты. Одна пятая всех запасов в мире.

ЯРОСЛАВ
Борис говорит про Байкал.

АНТОН
Ааа... да... Конечно, знаю. Слышал про такое.

Участники собрались. Встали в круг. Четверо из них раскрывают льдину и переносят их вперёд сцены. Милада хлопает в ладошки и кричит:

МИЛАДА
Прыгайте!

Участники прыгают на льдину. Декорации с морем сменяются пейзажами тайги (Видеоряд 2).

МИЛАДА
Нам понадобится какое-то время, чтобы добраться до Байкала.

АНЯ
Что же получается. Людям для жизни совершенно необходим кислород и вода. Это основа основ. И как же возможна такая глупость человечества, что губится именно основа – то без чего мы не сможем жить? Вырубаются деревья и губятся водоросли в морях и океанах, а именно они дают планете кислород.

ЯРОСЛАВ
Ты добавь ещё сюда загрязняющий воздух выхлоп от машин, которых всё больше. И выбросы с фабрик и заводов.

АНТОН
Да! Получается, люди губят то, что этот самый кислород производит, а накопленный в атмосфере кислород отравляют!

БОРИС
М-да... Это уже самоуничтожением попахивает! Макошь может даже не трудиться, устраивая перерождение. Человечество само отлично справляется с этой задачей.

АНЯ
Но ведь это нарушает главный закон жизни! Всё живое на Земле хочет выжить и дать потомство.

ДУБЫНЯ
Вот действительно странно: звери и птицы выжить хотят. Хранимиры хотят. А люди, выходит, не хотят? Что с вами не так?

АНЯ
Я не знаю. Но как же сделать так, чтобы люди это увидели? Снова почувствовали, что они часть природы?

МАЛАША
Я думаю, когда Макошь и Место Силы выбрали Миладу, это было подсказкой всем нам. Когда каждый мальчик и девочка на нашей планете впустит в своё сердце хранимира – он сам станет хранителем мира. Дети быстро растут. Сначала дети – хранимиры наведут порядок у себя во дворах, в ближайших лесах и на пляжах. А став взрослыми, смогут принимать важные решения и создадут новые экологичные источники энергии. Только хранимиры и люди, ставшие хранимирами, будут ставить жизнь и процветание планеты – превыше всего!

АНТОН
Поскорее бы вырасти.

БОРИС
И выучиться. Без хорошего образования сложно стать экологом, начальником или инженером.

СЦЕНА 3.
Изображение Байкала (Видеоряд 7).


АНЯ
Посмотрите туда! Это и есть Байкал?

ЯРОСЛАВ
Да!

АНТОН
Хоть тут-то можно искупаться?

ЛЕДА
Можно. Но вода в нём холодная. Лучше искупаться в реке, что впадает в Байкал.

Участники складывают полиэтилен в коробку. (Видеоряд 8).
АНТОН
Почему-то цвет у неё странный. Бурый какой-то.

ЛЕДА
Антон, мне очень жаль тебя расстраивать, но в этой реке купаться нельзя.

АНТОН
Да что ж это такое?! Мы полмира облетели, а я нигде не могу искупаться?! Почему?

ЯРОСЛАВ
Потому что это река Селенга и в неё сливается огромное количество ядовитых сбросов с комбинатов, фабрик и заводов. Я уж не говорю о канализации. Очистные сооружения или устарели или отсутствуют. Поэтому в этой воде чуть ли не вся таблица Менделеева, включая химические элементы высокого уровня опасности.

АНТОН
Постойте! Как же так? Ведь вся эта отрава втекает в уникальное озеро!

ЯРОСЛАВ
И Селенга, самый большой приток Байкала.

На сцену выходит Чиновник в окружении загрязнений.

БОРИС
Смотрите! Снова этот чиновник!

АНТОН
Что вам здесь надо?

ЧИНОВНИК
А, снова вы. Ну-ка брысь отсюда! Скоро здесь начнётся стройка китайского завода.

АНЯ
Да как же так? Как вы не поймёте! Деньгами не надышишься и воду не сделаешь, если вы сейчас её уничтожите!

ЧИНОВНИК
Что за чушь? За деньги я куплю целое море воды!

БОРИС
Море-то вы, может, и купите, да вот ваши друзья вам не дадут её выпить.

ЧИНОВНИК
ХА!

Актёры из свиты окружают Чиновника и начинают его душить.

ЧИНОВНИК
Что?.. Что происходит?

МИЛАДА
То же, что с озером или лесом, который вы уничтожили. Именно вы породили загрязнение и мусор, уничтожили воздух и воду. ВЫ создали этих монстров и теперь они пришли за вами.

Чиновник кричит от страха, актёры обступают его и утаскивают за сцену.

АНТОН
И поделом ему! Ну всё, проблема решена?

ДУБЫНЯ
Рано радуешься. На его место придут другие ещё хуже.

Играет трэк 6. Начинается землетрясение. Участники приседают, кто-то падает.

ДЕТИ
(Вразнобой)
Что происходит? Что случилось?

Участники собираются в правой части сцены.

МАЛАША
Землетрясение! Что-то происходит в месте силы! Скорее, берёмся за руки!

Участники берутся за руки и закрывают глаза. На центр сцены выставляют макет с 5 камнями. Грохот стихает. Милада первая оборачивается назад и видит, как актёры в костюмах мусора и загрязнений ползут к месту силы.

МИЛАДА
Смотрите!

ЯРОСЛАВ
Как быстро они сюда добрались!

МАЛАША
Если мы не сохраним место силы, мы потеряем нашу Землю навсегда!

Играет трэк 7. Актёры встают вокруг места силы и отбиваются от нападок актёров в костюмах. Битва длится короткое время после которого нападающие отступают.

Хранимиры выходят в центр сцены и Милада произносит речь.

МИЛАДА
Сегодня мы спасли мир, но это ненадолго. Если люди не одумаются и не начнут заботиться о планете прямо сейчас, следующую атаку на место силы мы можем не отбить. Мы нуждаемся в вашей помощи!
Каждый из вас может впустить в своё сердце хранимира – тогда вы сами станете хранителями мира. И только так мы сможем победить тех, кто уничтожает нашу землю.

ВСЕ УЧАСТНИКИ
(Хором)
Ребята, вы готовы нам помочь?

Играет гимн Хранимиров.

Поделиться:
вернуться
Важно
Обязательно зарегистрируйтесь в «Кабинете педагога»! Здесь вы сможете первыми узнавать о мероприятиях, вносить предложения по работе проекта и рассказывать о ваших достижениях. А мы будем знать, где есть наши единомышленники.
Кабинет педагога
Для зарегистрированных пользователей
или

Регистрация в «Кабинете педагога»
Пожалуйста, внимательно внесите ваши личные данные, все поля обязательны к заполнению!

Гарантируем безопасность Ваших данных
Запрос пароля
Если вы забыли пароль, введите логин или E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.
или