Экологический урок
Дорогие библиотекари, педагоги, воспитатели!
Важно
Обязательно зарегистрируйтесь в «Кабинете педагога»! Здесь вы сможете первыми узнавать о мероприятиях, вносить предложения по работе проекта и рассказывать о ваших достижениях. А мы будем знать, где есть наши единомышленники.
Кабинет педагога
Для зарегистрированных пользователей
или

Экологический урок. «Хранимиры. Большой пожар» (по мотивам одноименной книги Елены Журек)

«Хранимиры. Большой пожар» (по мотивам одноименной книги Елены Журек)
, хранимиры
Название:
«Хранимиры. Большой пожар» (по мотивам одноименной книги Елены Журек)
Формат мероприятия:
Спектакль
Возрастная аудитория:
Исполнители – средний и старший школьный возраст, зрители – младший школьный возраст
Авторы:
Сергей Лукиянов

Действующие лица:
1. Дубыня – крупный и добрый, возраст древний
2. Леда – стройная и вредная, возраст древний
3. Велияр – подтянутый и весельчак, возраст древний
4. Малаша – маленькая и заботливая, возраст древний
5. Хруль – маленький и впечатлительный, возраст древний
6. Мальчик – обычный мальчик, 8 лет.
7. Девочка – обычная девочка, 8 лет.
8. Лис – это Лис
9. Сокол 1 – отец семейства, 10 лет
10. Сокол 2 – мать семейства, 9 лет
11. Лосенок – маленький и пугливый, 2 года
12. Медведь – крупный и сильный, 30 лет.
13. Огонь – актёр в красно-оранжевом костюме и с красными тряпочками для имитации огня.

СЦЕНА 1
Пустая сцена. Звук запускающегося автомобиля.
МУЖСКОЙ ГОЛОС (За сценой): Ребята, всё взяли, ничего не забыли?
ГОЛОС МАЛЬЧИКА (За сценой): Холодильник взяли. Айпад взяли. Сотовые тоже. Всё взяли.
ГОЛОС ДЕВОЧКИ (За сценой): Ой, кажется, ещё костёр дымится! Папа останови, давай потушим.
МУЖСКОЙ ГОЛОС (За сценой): Да ничего с ним не случится. Прогорит и перестанет. Поехали, не то в пробку попадём.

Звук отъезжающей машины и щёлканье разгорающегося пламени. Затем всё стихает. 

На сцену выходят ДУБЫНЯ и МАЛЬЧИК с ДЕВОЧКОЙ. 

МАЛЬЧИК: Скажи, Дубыня... А ты правда волшебный?
ДУБЫНЯ: Ха! Можно сказать, что волшебный. Я хранимир горного рода, родился задолго до появления первого человека.
ДЕВОЧКА: А хранимир – это что?
ДУБЫНЯ: Не что, а кто! Мы древнейший народ, который живёт на Земле уже тысячи лет.
ДЕВОЧКА: То есть ты жутко старый?
ДУБЫНЯ: Не старый, а древний!
МАЛЬЧИК: Всё равно не верю! Сказать можно всё, что угодно! Я вот, может, тоже древний маг и волшебник.
ДУБЫНЯ: И в чём же твоя сила?
МАЛЬЧИК: А... Эм... А твоя?
ДУБЫНЯ: Я могу разговаривать с птицами и животными.
ДЕВОЧКА и МАЛЬЧИК: Не может быть!

За сценой раздаётся топот. Дубыня оборачивается вправо и видит, как на него бежит ЛИС.

ЛИС: Дубыня! Дубынюшка! Выручай! Беда в лесу! Спасай!
ДУБЫНЯ: Что за беда? Лис, что случилось?
ЛИС: Лес горит, Дубыня! Мы с Лисой были в поле, когда учуяли запах и увидели огонь. Я побежал к норе за нашим лисёнком, но огромная ветка упала и завалила вход в нашу нору. Дубыня, наш Лисёнок может погибнуть!

Дети, раскрыв рот, попеременно смотрят на ЛИСА и ДУБЫНЮ.

ДУБЫНЯ: Ох, беда-то какая!
(Свистит)

Дети медленно приближаются к ЛИСУ.

ЛИС: Эй! Что такое?
МАЛЬЧИК: Ты говорящий!
ДЕВОЧКА: Как такое может быть?! Говорящий лис! Невероятно!
ДУБЫНЯ (Высматривает соколов): Это всё магия хранимиров. Рядом с нами люди перенимают наши способности.
МАЛЬЧИК и ДЕВОЧКА: Ух ты!

К Дубыне подлетают два сокола.

ДУБЫНЯ: Нужна ваша помощь!
СОКОЛЫ: Мы готовы.
ДУБЫНЯ: Ты – отыщи Леду. Скажи, это очень срочно. Нам необходим дождь. И очень сильный! А ты – найди Велияра. Пусть успокоит ветер. Не раздувает пламя.
СОКОЛ: Мы всё сделаем, Дубыня, но что будет с нашими птенцами? Они ещё не умеют летать. Огонь движется прямо на Одинокую скалу – а там наше гнездо!
ДУБЫНЯ: Не беспокойтесь. Я как раз буду возле скалы и спасу их. Обещаю!

Соколы улетают. Дети подходят к Дубыне.
   
МАЛЬЧИК: Чем мы можем помочь?
ДУБЫНЯ: Идём с нами. Здесь оставаться опасно.

Все вместе уходят со сцены.

СЦЕНА 2
Смена декораций. Скала (на вершине гнездо с соколятами). Дерево. Перед деревом лежит бревно. Под деревом лежит лисёнок. Огонь (актёр) медленно подкрадывается к дереву. Дубыня с детьми и Лисом пробегают мимо Огня и останавливаются возле дерева.

ЛИС: Здесь!
ДУБЫНЯ: Дети! Я приподниму бревно, а вы вытаскивайте лисёнка!

Дубыня приподнимает бревно, Мальчик пролезает под ним и помогает Лисёнку вылезти. Девочка подхватывает его и обнимает. Лисёнок кашляет.
Огонь подбирается к героям. Они шарахаются от него и бегут к горе с гнездом.

Дубыня снимает гнездо со скалы.

ДУБЫНЯ: Всё-всё, малыши! Успокойтесь. Я рядом. Тише.

Огонь подкрадывается к героям и заслоняет им дорогу. Шипит и кидается красными тряпками. Герои уворачиваются от них.

МАЛЬЧИК: Дубыня! Что нам делать? Огонь уже близко!
ДУБЫНЯ: Ах ты! Мы пропали!

Герои жмутся друг к другу.

ДУБЫНЯ: Леда!!! Где же ты? Выручай! Самое время!

Герои прижимаются друг к другу и закрывают глаза, когда Огонь наступает на них.

Появляется Леда. Она выдувает на Огонь мыльные пузыри. Огонь шипит и отступает.

ЛЕДА: Чего нюни распустил, Дубыня? Утри нос! Сейчас станет легче.

Леда бьёт посохом о пол и в зале раздаётся звук грома. Леда макает трубочку в баночку с мыльными пузырями и дует ими на Огонь. Огонь шипит, грозится и отступает ещё дальше.

ВЕЛИЯР (За сценой): Э-ге-гей!

К героям в сопровождении Соколов выходит ВЕЛИЯР.

ВЕЛИЯР: Чем помочь, друзья?
ЛЕДА: Что так долго? Где ты прохлаждался?
ВЕЛИЯР: Это Водные хранимиры вечно прохлаждаются среди льдов, а наши – в пустыне, на празднике барханов. Я почти победил в соревнованиях – надул самый высокий бархан. Но всё бросил и примчался к вам. Так что можешь просто сказать спасибо.
ДУБЫНЯ: Спасибо! Спасибо, и, пожалуйста, гони тучи на юг. Надо потушить пожар.
ВЕЛИЯР: Понял. Сделаю.

Велияр выхватывает из рук Леды трубочку с мыльными пузырями и идёт с ними на огонь, выдувая пузыри. Огонь шипит и отступает.
 
ЛЕДА: Силён!

Велияр выдувает на огонь мыльные пузыри, Огонь исчезает, но тут же появляется на другом конце сцены. Велияр бежит за ним, подбегая к Леде, чтобы обмокнуть трубочку для пузырей в баночку у Леды в руках.
Пока Велияр тушит огонь, Дубыня с Ледой объясняют детям, кто такие Хранимиры.

МАЛЬЧИК: Скажи, Дубыня. А кто твои друзья?
ДУБЫНЯ: Тоже Хранимиры. Леда – хранимир из рода Водных. Она хоть и острая на язык, но надёжный друг.

Леда хмыкает.

ДУБЫНЯ: А это Велияр – хранимир из рода Воздушных. Он управляет ветрами.
ДЕВОЧКА: То, что вы волшебники мы поняли. Но почему никто о вас ничего не знает?
ЛЕДА: Потому что дороги хранимиров и человека разошлись. Люди предпочли жить в шумных и загрязнённых городах, а мы остались верными природе. И никто нас не может увидеть, если только мы того не захотим. Кстати, Дубыня, как так получилось, что ребята видят нас?
ДУБЫНЯ: Я давно за ними наблюдаю. Каждый год они сажают деревья в нашей роще, убирают мусор после туристов, а сегодня хотели спасти зайку из капкана, но сил разжать его у них не хватило.
ДЕВОЧКА: И тут появился Дубыня и помог нам!
ЛЕДА: Какие вы молодцы, ребята! И кто вас научил заботиться о природе?
МАЛЬЧИК: Родители! Они с детства нам говорили, что природа – это наш дом. И если о ней не заботиться, то она может погибнуть. 

Велияр потушил весь огонь и подходит к друзьям.

ВЕЛИЯР: Пожар потушен. Нас ждут на поляне.

Дубыня помогает Велияру идти и вместе они идут на поляну.

СЦЕНА 3
Смена декораций. Пустая сцена.

Выходит ХРУЛЬ. Он несёт в руках маленький росточек дерева. МАЛАША вслед за ним выносит игрушки животных на сцену, приговаривая успокаивающие слова. Кого-то гладит, кому-то мажет спинку мазью.
На поляне появляются остальные участники событий.

ЛЕДА: Хорошо, что Малаша здесь. С её мазями и травами животные быстро оправятся от ожогов.
ВЕЛИЯР: Да, звери в надёжных руках.
ДЕВОЧКА: Леда, а Малаша тоже хранимир?
ЛЕДА: Да. Она хранимир рода Вездесущих. Сама мудрая и загадочная из нас. Она лекарь и травница.
МАЛЬЧИК: Велияр, а это кто?
ВЕЛИЯР (Хмуро): А это Хруль – хранимир Лесного рода. Он скорее предпочтёт обнять кактус, нежели ввязаться в драку.

Леда толкает Велияра в бок и шипит на него.

ДУБЫНЯ: Пойдёмте к Хрулю. Ему сейчас нужна наша поддержка.

Вместе они подходят к Хрулю.

ДУБЫНЯ: Поплачь. Станет легче.
ХРУЛЬ: Но... Слезами их не вернуть! Этим дубам и елям было больше ста лет. И они могли ещё жить очень долго. Расти, цвести... Просто радоваться жизни. Огонь! Они же не могли убежать! Не могли спастись! Они стояли, связанные с землёй корнями. Стояли и горели. Боль, муки и чернота. Вот что они чувствовали. А с ними и я. Это так несправедливо! За что?! Откуда вообще огонь здесь взялся?
ЛОСЁНОК: Я знаю откуда. Это всё из-за людей! Я видел. Я наблюдал за ними. Они приехали на поляну на машине. Включили громкую музыку, развели костёр и ели, что приготовили на огне. Вели себя словно дикари!
МАЛАША: Почему как дикари?
ЛОСЁНОК: Они шумели. Да так, что все птицы улетели от них подальше. Губили цветы и животных. Мальчишка поймал лягушку и зажарил её на костре! Просто так, ради забавы! Они превратили поляну в помойку. Потом начали собираться, а огонь не залили... Так ведь нельзя! Им было просто лень или жалко потратить на это бутылку воды, а у них их было пять! Я вышел, чтобы затоптать кострище. Они как закричат. Те, что поменьше, стали бросать в меня камнями. Я очень испугался и убежал. А потом случилась большая беда. Начался пожар. Я виноват, что не уберёг наш лес.
МАЛАША: Ты очень храбрый. То, что случилось, не твоя вина.

Повисла пауза. Выходит медведь и с рыком идёт на детей.

МЕДВЕДЬ: Это всё люди виноваты!

Дубыня встал между детьми и медведем.

ДУБЫНЯ: Не все люди такие, как те, что подожгли наш лес!
МЕДВЕДЬ: Да какая разница! Чем меньше их будет, тем лучше!
ДУБЫНЯ: Нет! Люди просто не понимают, как их действия влияют на природу. Они слишком давно оторваны от неё и потому не чувствуют, когда делают Матери Земле больно. Эти дети понимают и чувствуют нашу боль!

Медведь рычит. Дубыня медленно подходит к нему и обнимает его за плечи.

МЕДВЕДЬ: Дубыня, все звери и растения появились на планете задолго до людей. Вы же, хранимиры, ещё раньше. Мы испокон веков жили в согласии с природой. Мы понимаем, что планета – это наш дом. Люди этого не понимают. Мы гибнем в пожарах. Реки и озёра теперь загрязнены. Воздух не так чист, как раньше. Планета гибнет, а людям всё нипочём!
МАЛЬЧИК и ДЕВОЧКА: Не правда!
ДЕВОЧКА: Мы тоже чувствуем, как вам больно.
ЛЕДА: Да, но таких как вы не так много.
МАЛЬЧИК: Что же мы можем сделать для вас?
МЕДВЕДЬ: Мы просим вас, пожалуйста, расскажите людям о наших страданиях, не дайте им загубить планету. Деревья, птицы, животные – все хотят жить!
ДУБЫНЯ: А мы вам в этом поможем.

Хранимиры подходят к детям и становятся у них за спиной.

Играет гимн хранимиров.
 

Поделиться:
вернуться
Важно
Обязательно зарегистрируйтесь в «Кабинете педагога»! Здесь вы сможете первыми узнавать о мероприятиях, вносить предложения по работе проекта и рассказывать о ваших достижениях. А мы будем знать, где есть наши единомышленники.
Кабинет педагога
Для зарегистрированных пользователей
или

Регистрация в «Кабинете педагога»
Пожалуйста, внимательно внесите ваши личные данные, все поля обязательны к заполнению!

Гарантируем безопасность Ваших данных
Запрос пароля
Если вы забыли пароль, введите логин или E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.
или